-182897206_7234


ШИЕС — НОВЫЙ ДОНБАСС

Есть в России один северный регион, где власти умудрились создать себе большую проблему, вызывающую, согласно опросам, недовольство у более чем у 90% местных жителей. Сейчас, как вы поняли из заголовка, речь пойдёт о мусорном полигоне в Шиесе. А если точнее — расскажу вам о своей недельной поездке на Шиес.

Утром 18 октября я сажусь на поезд Санкт-Петербург — Воркута. Имея обратный билет, я предполагал, что он мне может и не понадобится, поэтому побаловал себя и поехал в купе, тем более, что на тот момент разница в цене была не велика. Едем до станции Котлас Южный (если ехать сейчас, то плацкартный билет можно купить от 1200 рублей).

В Котласе у меня было около двух часов до пересадки на Мадмас (около 350 рублей) и я воспользовался этим, что бы добежать до спортмастера и купить шарф и перчатки, которые я успешно забыл дома. Успел я сесть в заветный сидячий 10 вагон только за 10 минут до отправления.

На станции Мадмас со мной вышло несколько человек и мы двинулись к уазику-буханке, стоящему в конце 10-го вагона, о котором мне как раз писал Рома с Нижнего Новгорода (он приехал на неделю раньше). Пока ехали, бородатый мужчина с необычайно добрыми и светлыми глазами рассказал несколько анекдотов — это один из старейших обитателей Шиеса — Дима. Вместе со мной в первый раз приехали парень и девушка с Польши.

Все вместе мы доехали до шлагбаума и пересели в другую буханку, на которой доехали до «Костра» — одного из постов сопротивления на Шиесе. Попив чаю, мы загрузились в неведомую штуковину, похожую на накаченный стеройдами квадроцикл — зовут эту штуковину «каракат». Как оказалось, далеко не всем везёт прокатиться на нем и многие ходят пешком, а дорога, надо сказать, так-себе (вам предложат резиновые сапоги, если у вас нет своих).

На полпути «каракат» вышел из строя, и сапоги нам как раз пригодились. Мы дошли до ж/д путей и пошли вдоль них. На огромной горе из щебня (этот щебень здесь для того, что бы построить новую жд линию, по которой собираются везти московский мусор) стоят 4 человека и машут нам. Это основное место дежурства — отсюда видно и всё пространство чоповцев и ж/д пути. Руки сами поднимаются и машут в ответ. Это наивное движение почему-то доставляет огромную радость.

На подходе к лагерю флаги напомнили какую-нибудь «Игру Престолов» — выглядит очень эпично. Разместившись, оказалось, что многих вещей я мог с собой не брать — сапогов здесь в достатке, пенка тоже оказалась лишней и с посудой здесь всё в порядке.

Переодевшись, уже в 8 вечера мы с Ромой пошли на дежурство — на дежурство обычно одевают теплый тулуп (без него за два часа точно замерзнешь) и желтый плащ на случай дождя. Главная задача на дежурстве — мониторить передвижение чоповцев, полиции и техники, если такое имеет место быть.

Я был удивлён, что КАЖДЫЙ поезд сигналил нам в знак поддержки. Это необычайное чувство, скажу я вам. В ответ один из нас машет красным флагом, а другой — руками. Из окон, если это пассажирский поезд, нам машут в ответ. Когда нас сменили, мы поужинали, поболтали и пошли спать. В палатках стоят печки, и если своевременно и правильно их растопить, то ночью будет не холодно.

На следующий день у меня уже было стойкое ощущение, что я нахожусь там, где мне и нужно быть. Здесь очень сильно чувствуется единение, и люди, которых встретил только вчера, уже кажутся родными.

Надо сказать, для местных совершенно не важны твои политические взгляды — главное быть человеком. Именно поэтому здесь спокойно уживаются люди разных взглядов — никто не ищет конфликта и не выпячивает свою политическую или религиозную принадлежность — здесь у всех одно общее дело.

Разговаривая с Ромой, мы сошлись в мнении, что Шиес напоминает нам Донбасс, где в одних окопах сидели и правые и левые, атеисты и верующие, православные и язычники. За одним исключением — на Донбассе агрессором выступала Украина, а на Шиесе — собственное государство.

Мы были поражены высокой самоорганизацией и самоотверженностью местных — по сути, без каких-либо партий и СМИ они сами смогли организовать один из крупнейших народных протестов, аналогов которому нет ни в современной России, ни в Европе. В течении последующих нескольких дней мы ходили за водой на колодец, дежурили, таскали валежник, рубили дрова и топили печи.

Сдружились с двумя замечательными ребятами из «Левого Блока», которые уже целый месяц находились на Шиесе и троцкистом по кличке Гендальф. Если разговор заходил куда-то не туда, то без проблем и конфликтов мы меняли тему, а местные мужики всё приговаривали снисходительно «опять свою политику тут развели». Много общались с теми, кто чуть ли не с самого начала был на Шиесе, и мы всё больше и больше проникались уважением к нашему глубинному русскому народу. Суровые и грубоватые на первый взгляд мужики — оказываются гораздо добрее и человечней какого-нибудь менеджера, мечтающего «свалить из Рашки». Женщины — настоящие хозяйки и умницы, которые не только держат под контролем весь быт, но и коня на скаку остановят и в горящую избу войдут. Рассказали бы им феминистки, что их угнетает патриархат — они бы только посмеялись.

Вечером 21 числа, когда мы с Иваном из ЛБ вели очередную политическую дискуссию — поднялся ураган, и снес крышу-банер у одного из сарайчиков. Оставив спор позади, мы оперативно, под проливным дождем и сильным ветром оказали сарайчику первую помощь. 22 числа, когда была более спокойная погода, мы уже окончательно починили и усилили крышу.

За несколько дней в лагере я уже ни раз слышал вопрос от обитателей Шиеса на счёт флага — собираемся ли мы вешать и чего еще не повесили, и мы с Ромой наконец-то решили, что пока стоит хорошая погода — нужно повесить. В 15:47, среди флагов городов, поддержавших бастующий Шиес, флагов разных эко-бессрочек, различных левых и правых организаций, начал гордо развиваться и наш красный флаг с лимонкой.

Вечером 22 октября стало известно о том, что 23 числа планируется прорыв бензовозов на место незаконного пребывания чоповцев.

23 октября мы с Ромой дежурили с 6 до 8 утра. С территории технопарка выходят в сторону переправы около 12 рабочих с лопатами, затем туда же выезжает экскаватор — они собираются делать переправу через жд пути, что является также прямым нарушением закона. Нам сообщают: бензовозы прорвались через пост, у поста остались дежурить 10 камазов с росгвардейцами. В какой-то момент с территории технопарка выезжает, видимо, начальник чоповцев и приезжает уже с сотрудником полиции, звание разглядеть не удалось. Нам сообщают: Урдома обесточена, стационарный интернет отключен. Ближайшие к Шиесу трассы заблокированы, не пропускают ни только машины, но и пешеходов.

Поочереди наблюдаем в монокуляр — через жд пути начали свое движение один самосвал и два бензовоза. Когда самосвал проезжал мимо нас, мы увидели, что мало того, что он без номеров, так он еще и со спущенным в ноль колесом. Следом идут несколько наших человек в окружении полиции, а за ними — толпа омона, полиция и персонажи в камуфляже без опознавательных знаков. Один из активистов заметил у некоторых из них табельное оружие. Видя и без того грубые нарушения всевозможных законов, мы понимаем, что попытка остановить движение транспорта могла бы привести к трагическим последствиям для всего лагеря, поэтому, ориентируясь на местных и при таком раскладе сил — здесь можно только снимать происходящее и придавать огласке. Когда пришла наша смена и мы добрались до лагеря, то спешно начили мониторить информацию и передавать своим. На территории технопарка находилась толпа омона и полиции и все ждали, что после завершения одного преступления, они примуться к другому — к разгону лагеря.

Спустя некоторое время приходит хорошая новость — техника и стражи «правопорядка» убрались восвояси. Если вы думаете, что это поражение, то вы ошибаетесь. Для того, что бы чоповцы не замерзли насмерть и еще один месяц поели тушняка в своих вагончиках, власти проводят целую спецоперацию при поддержке большого количества полиции и ОМОНа.

На следующий день мы с Ромой дежурили с 2 до 4 часов ночи и нам очень повезло с погодой — с горы открывался потрясающий вид на небо, полностью покрытое звездами. Прямо над нами проходил млечный путь. Наблюдая такую красоту, главное не проворонить движение чоповцев — за ними нужен глаз да глаз, вдруг еще что удумают.

Два раза я дежурил с ребятами из Польши — и было видно, что они интересуются культурой России не на поверхостном уровне, вроде «мишка, водка, балалайка», а по-серьезному — слушают русскую музыку, читают книги на русском. Девушку по имени Моника периодически заставали за чтением «Обители» Захара Прилепина, как оказалось — это уже не первая книга Прилепина, которую она читает.

На вопрос, возможен ли протест подобный Шиесу в Польше, оба ответили отрицательно, и не потому что правительство ничего подобного не может сделать — может, а потому что вряд ли люди так смогут сорганизоваться, не говоря уже о том, что левые и правые в Европе — не примиримые движения.

Когда настал день отъезда — ни я, ни Рома не хотели уезжать, но мы пообещали себе обязательно сюда вернуться. Рома поехал к себе в Нижний Новгород, а я в Петербург. Когда я загрузился в поезд, то сразу же встал у окошка, боясь пропустить махающие фигуры людей в желтых плащах и с красным флагом на горе из щебня, что бы помахать им в ответ.

На Шиесе сейчас бьется сердце русского народа. Пока простые русские люди отстаивают Шиес — строительство свалки стоит. Пока строительство свалки стоит — значит мы не проиграли, кто бы нам не противостоял — полиция, ОМОН, ФСБ, олигархи. Это не мы их противопоставляем себе. Это они противопоставили себя народу.

Поэтому — все на Шиес!

Приезжайте, помогайте чем можете через эко-бессрочки и группы, посвященные Шиесу, распространяйте информацию и тогда мы обязательно победим!

Александр Раймонди

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *